Чингисова Акжан Адиетовна

Профессор

7 701 372 66 17

130002@rambler.ru

Образование

Окончил(а): Гурьевский государствен. педагогич. институт, историко-филологический факультет, 1975 г.
Защитила кандидатскую диссертацию по специальности «Методика преподавания русского языка в национальной школе»,1985 г. (Москва).
Защитила докторскую диссертацию по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (русский язык в системе начального, среднего и высшего образования)», 2005 г.
Присуждение ученой степени доктора педагогических наук и присвоение ученого звания профессора, 2006 г.

Занимаемые должности

1975 – 1976 гг.: преподаватель русского языка средней школы
1976 – 1979 гг.: методист отдела культуры горисполкома г. Гурьева
1980-1983-аспирант, очное аспирантура НИИ ПРЯНШ АПН СССР
1983- –преподаватель, ст.преподаватель (1985) кафедры практического русского языка КазПИ им.Абая
1992- доцент, кафедра практического русского языка, кафедра русская филология для иностранцев КазПИ им.Абая
1997 - докторант КазПИ им..Абая
2000- профессор кафедры русская филология для иностранцев КазНПУ им.Абая
2005-2006 г.г. – доктор педагогических наук, профессор
2008– профессор кафедры гуманитарных специальностей ИМиД КазНПУ им. Абая
2010 – профессор кафедры филологических специальностей Института магистратуры и докторантуры PhD КазНПУ им. Абая

 

Исследования

Научные изыскания Чингисовой А.А. направлены на формирование коммуникативной, профессиональной компетенции обучающихся. Под ее руководством и непосредственным участием осуществлены научно-исследовательские работы в рамках магистерских диссертаций иностранных граждан:
1. В рамках научных исследований ИМиД КазНПУ им.Абая ею проведена научно-исследовательская работа: Профильная дифференциация содержания иноязычного образования дисциплин гуманитарного, филологического направления.
2. Участвовала в разработке прикладного исследования по гранту МОН РК в качестве участника Проекта: “Научно-методические основы содержания языковой подготовки и профильного обучения учащихся в контексте новой парадигмы образования” (2006-2008),
3.Эксперт УГНТЭ КНАСОН МОН РК конкурсных проектов по формированию Программы инициативных и рисковых научных исследований и разработок.
4. Участвовала в подготовке Проекта по двудипломной подготовке магистрантов ИМиД.

Читаемые курсы на кафедре

1. Основы языкового менталитета
2. Методика преподавания русского языка как иностранного
3. Научные парадигмы в современной лингвистике.
4. Инновационные технологии в лингвистике
5. Лингвокультурологический аспект русского языка.
6. Актуальные проблемы лексикологии современного русского языка.
7. Социолингвистика.

Автор курсов читаемых на кафедре

Научные парадигмы в языкознании.
Методика преподавания русского языка как иностранного.

Публикации

Имеет около 150 научных трудов.
Список трудов за 2011-2013 г.г.:
1.К вопросу формирования профессиональной компетентности будущих русистов (РКИ для магистрантов, профессиональная сфера общения). Международная конференция «Русско-испанские сопоставительные исследования: теоретические и методические аспекты», Гранада, Испания, 2011. С.272-275.
2.Опыт перевода прямого и переносного значений слова в русском и китайском языках. Актуальные проблемы переводоведения. Материалы научно-практической конференции, Алматы, 2011, стр. 111-114
3.Некоторые особенности отражения нравственно-духовной культуры в языке (концепт «доброта» в контактирующих языках). Достояние нации, №1,2012. С.26-31.
4.Языковая концептуализация мира в межкультурной коммуникации (русский и китайский языки). Высшая школа, №1 (1), 2012. С.177-181.
5.Проблема дифференциации процесса обучения неродному языку (психолингвистические основы преподавания РКИ). Вестник КазНУ аль-Фараби, Серия филологическая. № 4, 2011, С.385.
6. Проблемы концептуализации мира в сопоставительно-культурологическом аспекте языка. Вестник КазНУ аль-Фараби, № 4, 2011, Серия филологическая. С.224.
7.Межкультурная коммуникация сотрудничества Казахстана и Японии (особенности функционирования прецедентных текстов в средствах массовой информации). Международный научный журнал «Поиск», №3, 2012. С. 133-137.
8.Информационно-смысловая структура публицистического текста в обучении русскому языку как иностранному (РКИ). Высшая школа, № 3, 2012. С. 206-209.
9.Проблемы преподавания русского языка как иностранного (РКИ) в казахстанском образовательном пространстве. КазНУ им.Аль-Фараби 15 февраль,2012; (сертификат).
10.Реализация коммуникативной направленности обучения русскому языку как иностранному в вузе Фестиваль педагогических идей. КазНУ аль-Фараби, 2 марта, 2012.
11.Обучение русскому языку как иностранному в казахстанском культурно-образовательном пространстве. Мат.межнарод. науч. Конф. «Русский язык в языковом и культурном пространстве Европы и мира: человек, сознание, коммуникация, интернет. 9-13.05.2012. Варшава, Польша. C. 1477-1481.
12.Формирование профессиональной компетенции (коммуникативная единица обучения профессиональному общению на продвинутом этапе: методический аспект). Международная научно-практическая конференция «Язык-речь-слово в филологических исследованиях», посвященной 80-летию со дня рождения профессора Р.С.Зуевой. ноябрь, 2012. КазНУ им.Аль-Фараби. С. 323. Алматы, 2012.
13..Репрезентация категории пространства и времени в языке (лингвистическая характеристика художественного текста). Вестник КазНУ Аль-Фараби, № 5-6 (139-140), 2012.(2013г.) С.60-64.
14.Информационно-иннновационая технология в преподавании неродного языка.- Республиканский методический семинар «Русский язык в условиях кредитной технологии: опыт и перспективы», посвящ. памяти проф. К.К.Ахмедъярова. КазНУ им. Аль-Фараби, 22 февраль, 2013. С. 202-205. (Сертификат)
15.Aнтропоцентрическая направленность мотивационного аспекта семантики фразеологизмов. МНПЖ «Поиск», серия гуманитарных наук, № 1 (2)/ 2013. С.25-29.
16.. Теоретический аспект лингводидактики- когнитивный подход к обучению языка. Материалы круглого стола международной научно-практической конференции, посвященной памяти Л.А.Шеляховской. С. 22-25 сентября, 2013 г. Алматы. КазНПУ им. Абая
17. Информационно-компьютерная технология в преподавании языка. Материалы Международной научно-практической конференции «Садыковские чтения: проблемы и пути внедрения инновационных технологий в образовательное пространство». С.283-286. 26-28 сентября, 2013 года.(Сертификат), Алматы. КазНПУ им. Абая
18.Лингвометодические принципы реализации коммуникативно-интегральной технологии обучения в преподавании языка в иноязычной аудитории. Cuadernos de Rusistica Espanola, № 9, 2013, С.145-156, Испания. IMPACT factor.