Мовкебаева Зульфия Ахметвалиевна

Профессор, доктор педагогических наук

Білімі

Окончил(а): КазПИ им.Абая, дефектологический факультет, 1988 г.
Защитила кандидатскую диссертацию по специальности «Теория и методика преподавания русского языка»,1999 г.
Защитила докторскую диссертацию по специальности «Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)», 2010 г.

Қызметі

1988-1990 гг: Преподаватель кафедры олигофренопедагогики Карагандинского педагогического института
1990-1998 гг: Логопед детского сада № 319 г. Алматы
1991-2002 гг: Старший преподаватель кафедры логопедии и психопатологии КазНПУ имени Абая
2002-2009 гг: Доцент кафедры специальной педагогики КазНПУ имени Абая.
2009-2013 гг: Доцент кафедры психолого-педагогических специальностей Института магистратуры и докторантуры PhD КазНПУ имени Абая
2013- по настоящее время: заведующая кафедрой психологии и специального образования Института магистратуры и докторантуры PhD КазНПУ имени Абая

Зерттеуі

1. Руководитель авторской группы по разработке Государственных стандартов послевузовского образования (Магистратура, Докторантура) по специальности «Дефектология»
2. Автор проектов образовательных программ международного образца для бакалавриата, магистратуры и докторантуры по специальности «Дефектология (Специальное образование)»
3. Автор ряда нормативно-правовых документов по специальному образованию.
4. Руководитель научных работ магистрантов-победителей международных (в г. Киеве (Украина), 2012 г. – 3 место, 2013 г. – 2 место) и Республиканских предметных олимпиад (1-3 места).
5. Эксперт проекта ЮНИСЕФ по проведению ситуационного анализа положения детей с инвалидностью в РК (ноябрь 2012г.)
6. Научный консультант проекта ООФ «Школа для всех» по разработке спецкурса «Психолого-педагогические основы инклюзивного образования для педагогических специальностей высших учебных заведений РК» гранта Фонда СОРОС-Казахстан (2013).
7. Разработчик фундаментального проекта МОН РК «Научно-педагогические основы модернизации специального педагогического образования в Республике Казахстан в условиях кредитной системы обучения» (2009-2011г.);
8. Разработчик проекта по бюджетной программе 120 МОН РК «Грантовое финансирование» на тему: «Теоретико-методологические основы профессионального развития научно-педагогических кадров на этапе послевузовского образования» (2012-2014 г.).
9. Разработчик внутривузовского проекта КазНПУ им.Абая «Вузовский консультационно-практический Центр поддержки студентов с ограниченными возможностями, как средство реализации инклюзивного подхода в образовании» (.2011г.)
10. Разработчик внутривузовского проекта КазНПУ им.Абая «Формирование интеллектуального потенциала нации в условиях высшей школы» (2012г.)
11. Разработчик внутривузовского проекта КазНПУ им.Абая «Новые образовательные программы для подготовки педагогических кадров с учетом перехода на 12-летнее обучение»(2013)
12. Руководитель внутривузовского проекта КазНПУ им.Абая на тему: «Содержание подготовки педагогических кадров в ВУЗе в контексте инклюзивного образования» (2013)
13. Руководитель внутривузовского проекта КазНПУ им.Абая на тему: «Моделирование консультационно-практического центра в ВУЗе как координирующего органа практической реализации инклюзивного образованияв регионе» (2014)

Оқылатын курстар

1. Теоретико-методологические проблемы специальной педагогики
2. Включение детей с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс
3. Мониторинг качества специального образования
4. Подготовка детей с ограниченными возможностями к школе
5. Специальное образование в современных условиях
6. Ранняя коррекционно-развивающая помощь детям с ограниченными возможностями
7. Психолингвистика
8. Разработка специальных образовательных программ
9. Развитие инклюзивного образования в РК

Кафедрада оқылатын оқу курсының авторы

Является автором учебных курсов, читаемых на кафедре:
1. Теоретико-методологические проблемы специальной педагогики
2. Включение детей с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс
3. Мониторинг качества специального образования
4. Подготовка детей с ограниченными возможностями к школе
5. Специальное образование в современных условиях
6. Ранняя коррекционно-развивающая помощь детям с ограниченными возможностями
7. Психолингвистика
8. Разработка специальных образовательных программ
9. Развитие инклюзивного образования в РК

Басылымдардың тізімі

1. Зиятында ауытқушылығы бар бастауыш сынып оқушыларын достық қарым–қатынасқа тәрбиелеу мәселесі. - «Гуманитарлық ғылымдар жаңа кезенде» 2-бөлім. – Алматы: «Інжу-Маржан» баспасы, 2011. – б.3-9. (соавтор Буханова А.)
2. Особенности развития коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи. - «Гуманитарлық ғылымдар жаңа кезенде» 2-бөлім. – Алматы: «Інжу-Маржан» баспасы, 2011. – С.10-19. (соавтор Досмадьярова А.)
3. Развитие устной связной речи школьников с нарушенным слухом на уроках чтения. - «Гуманитарлық ғылымдар жаңа кезенде» 2-бөлім. – Алматы: «Інжу-Маржан» баспасы, 2011. – С.28-36. (соавтор Увалиева М.)
4. Основные направления формирования у старших дошкольников с ОНР школьно значимых эмоционально-волевых качеств. «Гуманитарлық ғылымдар жаңа кезенде» 1-бөлім. – Алматы: «Інжу-Маржан» баспасы, 2011. – С.248-251. (соавтор Кабдырова А.А.)
5. Саморегуляция поведения в младшем школьном возрасте как фактор успешности в обучении. «Гуманитарлық ғылымдар жаңа кезенде» 1-бөлім.–Алматы:«Інжу-Маржан», 2011. – С.251-254. (соавтор Смакова А.С.)
6. Диагностика готовности детей к обучению в школе. -Справочник классного руководителя. - № 5 (29). - 2011. – Алматы. – С. 51-56.
7. Система коррекционной работы по формированию фонематического слуха у детей с отклонениями в развитии на этапе подготовки их к обучению грамоте. - Специальное образование в Казахстане. – № 1(34). – 2011. - С.37-40.
8. Проблемы школьной неуспеваемости и пути их преодоления. - Қосымша білім және тәрбие - № 2 (26). – 2011. - С. 44-49
9. Проблемы включения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс. - Специальное образование в Казахстане. – № 2(35). – 2011. - С.22-27.
10. Основные направления модернизации подготовки специальных педагогов (дефектологов) в условиях реформирования национальной системы образования.-Педагогика и психология.-№1.– 2011. - С. 17-21.
11. Актуальные проблемы подготовки к обучению в школе детей с различным уровнем речевого развития. - Специальное образование в Казахстане. – № 3(36). – 2011. - С.
12. Методические разработки семинарского занятия по дисциплине «Мониторинг качества специального образования». - Практика применения интерактивной методики обучения в вузах. – Алматы: КазНПУ имени Абая,2011. – С. 66-70.
13. Разработка лекции на тему «Мониторинг учебных достижений детей с ограниченными возможностями в условиях специального образования». - Практика применения интерактивной методики обучения в вузах. – Алматы: КазНПУ имени Абая,2011. – С. 70-80.
14. Условия реализации инклюзивного образования в Республике Казахстан. - Справочник руководителя образовательного учреждения. - № 11 (59), 2011. - С. 64-68.
15. Подготовка специальных педагогов в Республике Казахстан. - Мат. 7 Межд. Научно-практ. конф. «Кючови въпроси в съвременната наука». – т. 28. – София: Бял ГРАД-БГ ООД, 2011. - С. 70-74.
16. «Другие» дети – кто они? - Аргументы и факты Казахстан. - № 50. – 14-20 декабря 2011. – С. 13. (Киринициянов Ю.И.)
17. Организация работы логопедического пункта (Часть 1). - Справочник руководителя дошкольной организации. - № 1 (1). - 2012. – Алматы. – С. 72-81.
18. «Не такие, как все». - Вечерний Алматы. - №7 (12365). – 10 января 2012. – С.11. (Киринициянов Ю.И.)
19. Инклюзивное образование: объективная необходимость и реальные возможности. - Педагогика и психология. - № 3. – 2011. - С. 34-38.
20. Современные требования к Государственным общеобязательным стандартам подготовки дефектологов в контексте Болонского процесса. - Вестник Семипалатинского государственного педагогического института. - № 3 (23). – 2011. – С. 73-77.
21. Организация работы логопедического пункта(Часть 2). - Справочник руководителя дошкольной организации. - № 2 (2), 2012. - С. 62-67.
22. Организация инклюзивного образования в школах. - Справочник руководителя образовательного учреждения. - № 5(65),2012.- С.57-62.
23. Состояние тонкой моторики руки у дошкольников в общим недоразвитие речи в процесе усвоения навыков письма. - Вестник КазНПУ имени Абая (Серия «Специальная педагогика». - № 1-2 (28-29). – 2012. – С. 5-9. (соавтор Адамова Д.)
24. Роль высших учебных заведений в модернизации процеса образования лиц ограниченными возможностями в развитии. - Вестник КазНПУ имени Абая (Сер.«Специальная педагогика».-№1-2(28-29). – 2012. – С. 34-38.
25. Мүмкіндігі шектеулі тұлғаларға кәсіби білім берудің нормативтіқ-құқықтық негіздері. - Вестник КазНПУ имени Абая(Сер.«Специальная педагогика».-№1-2(28-29).–2012.–С.47-52.(соавт. Ботбаева С.)
26. Особенности саморегуляции у детей с нарушением интеллекта в младшем школьном возрасте. - Вестник КазНПУ имени Абая (Сер.«Специальная педагогика».-№1-2(28-29).–2012.–С.108-112.(соавтор Смакова А.)
27. Применение элементов арт-терапии в развитии личности детей с ограниченными возможностями. - Вестник КазНПУ имени Абая (Серия «Специальная педагогика». - № 1-2 (28-29). – 2012. – С. 112-116. (соавтор Смагулова А.)
28. Консультационный пункт для родителей. - Справочник руководителя дошкольной организации. - № 6 (6), 2012. - С. 63-67.
29. Инклюзивті балабақшаны қалай ұйымдастыру керек. - Мектепке дейінгі ұйым.-№ 10 (10).–2012.–6-13 б.
30. Организация продуктивного взаимодействия с семьей ребенка с ограниченными возможностями развития. - Материалы I межд. научно-практ. Конф. «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии»: Часть II. (10 мая 2012 г.) — Москва: Изд. «Международный центр науки и образования», 2012. — С.15-20.
31. Организационно-методические основы поддержки студентов с ограниченными возможностями в процессе получения ими высшего профессионального образования. - Педагогика и психология. - № 2.–2012.–С.78-82.
32. Семейное воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья.-Алматы:Әрекет-принт,2012.–86с.
33. Организация воспитательной работы с младшими школьниками с нарушением интеллекта. - Алматы: ТОО «Центр САТР», 2012. – 86 с.
34. Модернизация процесса подготовки специальных педагогов на этапе послевузовского образования. -
Сб. Материалов Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы подготовки научно-педагогического потенциала в условиях послевузовского образования».–Алматы: 28.11.2012.-С.128-132.
35. Организация предметно-развивающей среды в инклюзивных ДОО. - Справочник руководителя дошкольной организации. - № 5 (5), 2012. - С. 64-73.
36. Инклюзивное образование в Республике Казахстан как приоритетное направление социальной политики. - Мат. Международного форума «Духовно-нравственные основы общества в системе социальной поддержки детства и семьи». - Ташкент, 20-21 ноября 2012 г. – С. 82-85.
37. Проект образовательной программы международного образца по специальности 5В010500 – Дефектология Специальное образование). - Алматы: Ұлағат, 2012. – 60 с. (Venbi Aytekin Sanalan, Mehmet Bekdemir)
38. Кому они нужны, «Другие дети»? - Весь мир. - № 6(34), февраль 2012. (Киринициянов Ю.И.)
39. Совершенствование процесса подготовки магистрантов в условиях педагогического вуза. - Сб. Мат. Круглого стола «Психолого-педагогические условия реализации акмеологического подхода в профессиональной подготовке магистрантов и докторантов РhD» - КазНПУ им. Абая, 2013. – 47-52.
40. Формирование школьной готовности у детей с ОНР в условиях специальных дошкольных организаций. - Сб. мат.заоч.науч.-практ.конф. с межд.участием. – СПб: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2012. - С. 37-40.
41. The professional competence of teachers in inclusive education. - Procedia-Social and Behavioral Journal (ISSN: 1877-0428) – Cyprus- ICER, 2013. (Оралканова И., Убайдуллыкызы Э.)
42. Нормативная правовая основа инклюзивного образования. - Справочник руководителя образовательного учреждения. - № 2(74), 2013.- С. 52-59
43. Подготовка детей с нарушениями речи к школьному обучению. - Справочник руководителя дошкольной организации. - № 3 (15), 2013. - С. 72-78.
44. Основные направления развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. - Сб. мат.заоч.науч.-практ. Конф. с межд. участием: «Логопедическая работа по развитию связной речи у детьми с тяжелыми нарушениями речи» – СПб: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2013. - С. 69-74.
45. Основы логопедии: таблицы и схемы. - Алматы: ИП «Сагаутдинова М.Ш.», 2012. – 1-е изд. -172 с.
46. Основы логопедии: таблицы и схемы. - Алматы: ИП «Сагаутдинова М.Ш.», 2013. – 2-е изд. -172 с.
47. Дошкольная логопедия: Теория и практика. - Алматы: ИП «Сагаутдинова М.Ш.», 2013. – 189 с.
48. Развитие речи и обучение грамоте дошкольников и младших школьников с умственной отсталостью. - Алматы: САТР, 2009. – 78 с. Л.Б.Баряева, Е.Т. Логинова, Л.В. Лопатина, Р.Сулейменова
49. Развитие речи и обучение грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. - Алматы: ТОО «Центр САТР», 2013. – 132 с. .Б.Баряева, Е.Т. Логинова, Л.В. Лопатина, Р.Сулейменова
50. Основы инклюзивного образования (учебное пособие). - Алматы: L-Pride, 2013. – 280 с. Искакова А.Т., Закаева Г., Айтбаева А.Б., Байтурсынова
51. Основы инклюзивного образования (методическое пособие). - Алматы: L-Pride, 2013. – 24 с. Искакова А.Т., Закаева Г., Айтбаева А.Б., Байтурсынова
52. Вопросы подготовки педагогических кадров в Республике Казахстан к работе в условиях инклюзивного образования. - Педагогика и психология. - № 2 (15) – 2013. – С. 6-11.
53. Готовность студентов педагогических специальностей к совместному обучению с людьми с ограниченными возможностями. - Сб. Эффективные инструменты современных наук. – Руснаука, Чехия, 2013. (Ботбаева С.)
54. Развитие инклюзивного образования в Республике Казахстан. - Вестник КазНПУ им. Абая (Сер. «Специальная педагогика»).-№ 1-2(32-33), 2013.- С. 67-70.
55. Кохлеарлы имплантанттары бар балалардың коммуникативті дағдыларын дамытудағы негізгі бағыттар. - Вестник КазНПУ им. Абая (Сер. «Специальная педагогика»).-№ 1-2 (32-33), 2013.- С. 31-34. (Бейсенова А.)
56. Проблемы развития мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - Вестник КазНПУ им. Абая (Сер. «Специальная педагогика»).- № 1-2(32-33), 2013.- С. 130-133.(Жакупова Д.)
57. Мектеп жасына дейінгі кохлеарлы имплантантациясы бар балалардың коммуникативті дағдыларын ерелшеліктері. - Сб. Материалов Второго Межд. Симпозиума «Социология образования». – Алматы: КазНПУ им. Абая, 2013. - С.80-84. (Бейсенова А.)
58. Теоретико-инновационная модель подготовки магистрантов и докторантов в условиях педагогического вуза. - Педагогика и психология. – №3 (16). – 2013. – С6-10. (Пралиев С.Ж., Тургунбаева Б.А., Абсатова)
59. Формирование у педагогов профессиональных навыков организации деятельности по интеллектуальному развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях семейного воспитания. - Формирование интеллектуального потенциала нации в условиях высшей школы. – Алматы, 2012.-С.267-275.
60. Инклюзивный детский коллектив. - Справочник руководителя образовательного учреждения. - №6 (78), 2013. – С. 58-64.
61. Инклюзивное образование. - Алматы: ИП «Сагаутдинова М.Ш.», 2013. – 200 с. (Денисова И.А., Оралканова И.,Джакупова Д.)
62. Expression of Inclusive Education Teachers’ Professional Competence Life Science Journal 2013;10(4). – Р. 2691-2697. (Alvyra Galkienе, I.Oralkanova, A., Edigenova, R. Asilova)
63. Учебная среда в инклюзивных ДО.-Справочник руководителя дошкольной организации.-№3,2014.–С.53-57.
64. Есту кабілеті закымдалған кіші мектеп жасындағы окушылардың диалогтік сөйлеу тілінің ерекшеліктері Вестник КазНПУ им. Абая (Сер. «Специальная педагогика»).- № 3(34), 2013.- С. 4-7. (Бухарбаева К.З.)
65. Зиятында ауыткуы бар кіші мектеп жасындағы балалардың моторлы аясын дамыту үшін атқарылатын педагогикалық жұмыстың жағдайы. - Вестник КазНПУ им. Абая (Сер. «Специальная педагогика»).- № 3(34), 2013.- С. 36-40.(Кырыкбаева А.)
66. Зиятында ауыткуы бар балалардың моторлы аясының даму ерешеліктері. - Труды Института магистратуры и докторантуры PhD. – Алматы, 2014. – Выпуск 19. – С. 111-115. (Кырыкбаева А.)
67. Методические рекомендации по подготовке педагогов к внедрению инклюзивного образования. - Алматы: ИП «Сагаутдинова М.Ш.», 2013. – 165 с. (Денисова И.А.,Оралканова И.,Джакупова Д.)
68. Анализ результатов выполненных научных исследований и проектов. - Ранее вмешательство в развитие детей с особыми потребностями.–Алматы,2013.– С.23-29.(Хакимжанова Г.Д.,Ерсарина А.К.)
69. Инклюзивное образование – значимый ресурс развития гражданского общества в Казахстане. - Сб. Труды областного образовательного форума «Реализация государственной программы развития образования РК на 2011-2020 гг: Теория и практика инклюзивного образования». – Тараз, 4 апреля, 2014. – С. 6-10.
70. Профессионально-трудовая деятельность лиц с ограниченными возможностями и инвалидов как важный экономический ресурс развития общества. - Сб. Ұлттық біліктілік жүйесі мен кәсіби стандарттар негізінде білім мазмұнын жобалау- Алматы: КазГосЖенПУ, 2014. – С. 98-101.