Жаналина Лаззат Кабылдашевна

Доктор филологических наук, профессор, академик МАИН

8 702 980 09 57

lazzatzhanalina@mail.ru

Подготовлены 2 доктора наук (филологических – 1, педагогических – 1) и 6 кандидатов наук (филологических – 5, педагогических – 1), около 30 магистрантов.
Круг научных интересов:
интегративная лингвистика, теория номинации, теория языковой личности, функциональная, когнитивная, ассоциативная, наивная лингвистики, грамматика, лингвистическая (когнитивная) семантика, психолингвистика, сопоставительное языкознание, лексикография, лингводидактика.

Білімі

Окончил(а): КазНУ им. Аль-Фараби (КазГУ им.С.М.Кирова), филологический факультет, 1967 г.
Защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Параллельная номинация отрицания признака словообразовательными и синтаксическими единицами в современном русском языке» по специальности 10.02.01 - русский язык, 1978 г.
Защитила докторскую диссертацию на тему: «Номинация как форма речевой деятельности» по специальности 10.02.01 - русский язык, 1994 г.

Қызметі

1967 – 1969 гг.: старший преподаватель кафедры русского языка Кокчетавского педагогического института
1969-1973 г. - аспирант КазГУ
1974 г. – старший библиограф КазПИ им. Абая
1975 г. - преподаватель кафедры практического русского языка КазПИ им. Абая
1981 г. – преподаватель на курсах русского языка для учителей в Чехословакии
1982 г. – преподаватель, старший преподаватель кафедры методики преподавания русского языка в национальной школе КазПИ им. Абая
1983 г. – и.о. доцента кафедры методики преподавания русского языка в национальной школе КазПИ им. Абая
1984 г. – доцент той же кафедры
1984 г. – преподаватель на курсах русского языка для учителей в Германии
1994 г. – профессор кафедры методики преподавания русского языка в национальной школе
1996 г. - заведующий кафедрой русского и общего языкознания АГУ им. Абая
2008 г. – профессор той же кафедры КазНПУ им. Абая
2009 г. профессор кафедры гуманитарных специальностей ИМиД PhD КазНПУ им. Абая
2010 г. по настоящее время - профессор кафедры филологических специальностей

Зерттеуі

Разработала теорию номинации как самостоятельной формы речевой деятельности, основные положения которой отражены в докторской диссертации. Результатом дальнейшей разработки теории номинации стали грамматика номинации, новая модель номинативной системы как системы номинативных и когнитивно-номинативных парадигм, стилистическое словообразование. Новым этапом развития идей теории номинации стала интегративная лингвистика, разрабатываемая в двух направлениях. Первое направление представляет интегративная лингвистика, которая строит две авторские интегративные модели описания языка. Второе направление – это разработка языкового сознания в рамках теории языковой личности, теории обыденного сознания.
Разработаны прикладные аспекты теории в виде тезаурусно-ориентированной и интегративной технологий обучения (лингводидактических моделей), которые продолжают дальше развиваться, а также в формате сопоставительного лексикографирования обыденной лексики русского и казахского языков и обновления методологического аппарата лексикографии.
Участвовала в качестве научного руководителя и участника в научных, грантовых конкурсах разного формата.
1. Научный руководитель и разработчик проектов, победивших в республиканских конкурсах прикладных научных исследований (1999, 2001гг).
2. Руководитель авторских коллективов, победивших в республиканских конкурсах учебников нового поколения для общеобразовательных школ (1999, 2001 гг.) и вузов (2005 г.).
3. Научный руководитель и разработчик проекта, победившего во внутривузовском научном конкурсе (2009 г.).
4. Участник международного научного проекта (РФ, Франция, РК, Словакия) по созданию словаря нового типа «Опыт разноязычного сопоставительного словаря обыденной семантики бионимов» (на материале русского, казахского, французского, сербского языков) с 2011 года по настоящее время. Научный руководитель проекта - д.филол. наук., проф Кемеровского госуниверситета Н.Д. Голев. Жаналина Л.К. - руководитель группы ученых, разрабатывающих казахскую часть словаря.
5. Член авторских коллективов по разработке ГОСО для бакалавриата и магистратуры (2 года, 1,5 года) по специальностям «Русский язык и литература», «Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения» (2004, 2006 гг.), для 11-летних школ с казахским языком обучения (2002 г.), образовательных программ для специальности докторантуры «Лингвистика» (2011-2013 гг.).

 

Оқылатын курстар

Для магистратуры:
1. «Актуальные проблемы языкознания»,
2. «Интегративная лингвистика и ее прикладные аспекты»,
3. «Теория номинации как речевой деятельности»,
4. «Теория языковой личности как модель языкового образования»,
6. «Сопоставительное словообразование»,
7. Интегративное моделирование языка».
Для докторантуры:
8. «Современная теория языкознания»,
9. «Современные направления развития лингвистической семантики»,
10. «Развитие интегративных исследований».

Кафедрада оқылатын оқу курсының авторы

Является автором всех учебных дисциплин, читаемых на кафедре (см. список ниже), а также читавшихся в разные годы других курсов:
1. «Лингвистическая семантика»,
2. «Общая теория языка»,
3. «Грамматические теории в современной лингвистике».
4. «Методология и методика лингвистических исследований»,
5. «Функционально-деятельностная лингвистика»,
6. «Теории номинации в современной лингвистике,
7. «Грамматика номинации и коммуникации».

Басылымдардың тізімі

В настоящее время автор 383 публикаций, среди них 8 монографий, 23 учебника, более 50 учебных и методических пособий, 46 типовых программ для вузовского, послевузовского образования (для магистратуры и докторантуры) и для общеобразовательных школ. Публиковалась в Казахстане, в ближнем и дальнем зарубежье - Болгарии, Чехии, Польше, Словакии, Испании, Китае, Тайване, Монголии, Индии, России, Украине, Белоруссии, Узбекистане, Армении, Киргизии и др.
Список трудов за 2011-2013 г.г.:
1. Теории языковой личности: антропоцентрическая и лингвоцентрическая аспектуализации // Русский язык и литература во времени и пространстве. XII Конгресс МАПРЯЛ / Под. ред. Вербицкой Л.А., Лю Лиминя, Юркова Е.Е., Т. 2, Шанхай, 2011. - С. 113 -119.
2. Русский язык: Қазақ тілінде жалпы білім беретін мектептің қоғамдық-гуманитарлық бағытындағы 11-сыныбына арналған оқулық. Өнд., толыкт. 2-бас. - Алматы: изд.: Мектеп, 2011. - 360 с. (соавтор - Шманова Н.Н.)
3. Русский язык: Қазақ тілінде жалпы білім беретін мектептің жаратылыстану-математика бағытындағы 11-сыныбына арналған оқулық. Өнд., толыкт. 2-бас. - Алматы: изд.: Мектеп, 2011. - 344 с.
4. Русский язык: Уйгур тилида умумий билим беридиған мәктәпләрниң ижтимаий-гуманитарлик йөнилишидики 11-синиплири үчүн дәрислик. 2-нәшри. – Алмута: изд.: Мектеп, 2011. - 368 с. (соавторы - Шманова Н.Н., Арзиева А.Т.)
5. Русский язык: Уйгур тилида умумий билим беридиған мәктәпләрниң тәбиий-математикалик йөнилишидики 11-синиплири үчүн дәрислик. 2-нәшри. – Алмута: изд. Мектеп, 201. - 344 с. (соавтор - Арзиева А.Т.)
6. Русский язык: Ŷзбек тилида ŷқитиладиган умумтаълим мактабларининг ижтимоий-гуманитар ữỹналишидаги 11-синфи учун дарслик. 2-нашри
Алмати: «Мектеп», 2011. - 368 б. (соавтор - Джамалдинов О.)
7. Русский язык: Ŷзбек тилида ŷқитиладиган умумтаълим мактабларининг табиий-математик йỹналишидаги 11-синфи учун дарслик. 2-нашри. - Алмати, Мектеп, 2011. – 344 б. (соавтор - Джамалдинов О.)
8. Русский язык: Методическое руководство: Пособие для учителей 11 кл. обществ.-гуманит.- направления общеобразоват.шк.с казахским языком обучения. 2-е изд. - Алматы: Мектеп, 2011. - 252 с.
9. Русский язык: Методическое руководство: Пособие для учителей 11 кл. естест.-математического направления общеобразоват.шк.с казахским языком обучения. 2-е изд. -
Алматы: Мектеп, 2011. - 216 с.
10. Русский язык: Дидактические материалы: Учебное пособие для 11 кл. обществ.-гуманитар.напр.общеобразоват.шк. с каз.яз. обучения. 2-е изд. - Алматы: Мектеп, 2011. - 160 с. (Соавтор - Жаналин А.А.)
11. Русский язык: Дидактические материалы: Учебное пособие для 11 кл.естеств.-мат.напр.общеобразоват.шк. с каз.яз. обучения. 2-е изд. - Алматы: Мектеп, 2011. - 128 с.
(соавтор - Жаналин А.А.)
12. Русский язык: Сборник диктантов и изложений: Пособие для учителей 11 кл. естеств.-математ.направления общеобраз.шк. в каз.яз.обучения. – 2-е изд. - Алматы: Мектеп, 2011. - С. 80. (соавторы - Жаналин А.А., Молдабаева В.Д.)
13. Учебная программа «Русский язык для 5 – 9 классов общеобразовательной школы с русским языком обучения. – Астана: Национальная академия образования. - Алматы, 2011 гг. (в соавторстве.)
14. Интегративное словообразование: Монография. - Алматы: КазНПУ им. Абая. - 492 с.
15. Модели интегративного описания языка // Язык как система и деятельность. Материалы Всероссийской научной конференции, посвящено 80-летию со дня рождения проф. А.Н. Тихонова. Елец, ЕГУ им. И.А. Бунина, ч. 1, 2011. - С.277-287
16. Подступы к интегративной лингвистике //Тіл білімі Педагогикалық ғылымдар академиясының академигі, педагогика ғылымдарының докторы, профессор Т.М. Әбдікәрімнің 70 жасқа толуына орай өткізілген «Ана тілі аясы: тіл мен әдебиет теориясы және лингводидактика» атты республикалық ғылыми-теориялық және әдістемелік коференция материалдары. Астана: Л.Н. Гумилев ат. ЕҰУ баспасы, 7 кітап, 2012. - С. 109-114.
17. Парадигмы в номинативной системе //Материали за 8-а международна научна практична конференция 17-25 март, 2012. Том 18. Филологични науки. – София. «Бял ГРАД-БГ» ООД/ Ред. Милко Тодоров Петков ООД - С. 86-87.
http://www.ukrnauka.ru/NND/18-03-2012_A4_tom-18.pdf 2012
18. Преломление элементов самосознания современного казахстанца в современном русском языке // Славянские языки и культуры в современном мире: II Международный научный симпозиум (Москва, МГУ им. Л.В. Ломоносова, филологический факультет, 21-24 марта 2012): Труды и материалы/Составители О.В. Дедова, Л.М.Захаров, К.В. Лифанов; Под общим руководством М.Л. Ремневой. – М.: Изд. Московского университета, 2012. – С. 332. (соавтор - Жаналин А.А.)
19. Патриотизм как компонент языкового и национального самосознания // Казахский национальный университет им. Аль-Фараби. Вестник. Серия филологическая. № 3(137). Алматы, 2012. - С. 54-63. (соавтор - Жаналин А.А.)
20. Обучать – подавать пример // «Творческий контекст» кафедры русской филологии: Юбилейный сборник к 50-летию кафедры. – Алматы: Қазақ университеті. 2012.- С. 51 – 56.
21. Корреляция функций в языке-речи // Язык. Речь. Речевая деятельность: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск тринадцатый. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А.Добролюбова, 2012. – С. 20- 28.
22. Разработка оснований для интегративного описания языка //Международная научно-практическая конференция: «Язык – речь – слово в филологических исследованиях», посвяшенная 80-летию со дня рождения профессора Р.С. Зуевой. - Алматы: Қазақ университеті, 2012. - С. 60-67.
23. О чем и как говорит когнитивная лингвистика // Материалы Республиканской научно-практической конф. «Инновационные технологии в филологических исследованиях». - Алматы: Абай атындағы ҚазҰПУ, 2012. - С. 104-109.
24. Мотивация однословных и неоднословных номинаций // Актуальные проблемы мотивологии в лингвистике XXI в.: Коллективная монография. По материалам Межд. научной конференции, посвященной 95 томской школы русистики /под ред. О.И. Блиновой. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2012. - С.161-177.
25. Виртуальная языковая личность //V Международная научная конференция «Русский язык в языковом и культурном пространстве Европы и мира: Человек. Сознание. Коммуникация. Интернет. - Варшава: Варшавский университет, Институт русистики, 2012. - С. 520-529.
26. Эволюция парадигматического подхода в языкознании//MATERIÁLY IX MEZINÁRODNÍ VĚDECKO – PRAKTICKÁ KONFERENCE «MODERNÍ VYMOŽENOSTI VĚDY – 2013» 27 ledna - 05 února 2013 roku, Díl 41, Filologické vědy, Praha, Publishing House «Educati on and Science» s.r.o, 2013. - С. 24-26.
http://www.ukrnauka.ru/2013_SND/2012-02-01_A4_tom-41.pdf
27. Фразеология: проблема границ // Когнитивные факторы взаимодействия фразеологии со смежными дисциплинами: сб. Науч. Трудов по итогам III Межд.научн.конф./отв.ред. проф. Н.Ф.Алефиренко. – Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. - С. 57-67.
28.Русский язык как компонент трехъязычия//Язык и глобализация. Факультет филологии, литературоведения и мировых языков. Кафедра иностранной филологии и общего языкознания 17-18 мая. Сб. Материалов межд.научн.конф. «Язык и глобализация. Межд. Научн-теор.конф. «Ахановские чтения» под эгидой МАПРЯЛ (доклады и сообщения) /науч.ред. Сулейменова Э.Д. – Алматы, 2013. - С. 39-42
29. Учебник как источник духовного и интеллектуального развития//Бiлiм. Образование. Научно-педагогический журнал. Специальный выпуск к Республиканскому съезду филологов Казахстана. 16-17 мая 2013. «Основные приоритеты развития филологического образования Казахстана». – Астана, 2013. - С. 93-101.
30. Формирование тезаурусной компетенции при обучении русскому языку как компоненту трехъязычия//Сборник докладов Съезда филологов Республики Казахстан «Основные приоритеты развития филологического образования в РК», Астана, 1,41 мг, 2013. - С. 39 – 45.
31. Когнитивное поле «русский» как фрагмент метаязыкового и элемент национального сознания (глазами алматинца) // Обыденное метаязыковое сознание: онтологические и гносеологические аспекты. Ч. IV: коллективная монография / отв. ред. Н. Д. Голев; Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2012. – С. 82-100 (соавтор - Жаналин А. А.)
32. Бионимы как элементы обыденного метаязыкового сознания // Полиязычие в контексте межкультурной коммуникации: когнитивно-концептуальные аспекты: Материалы Межд.научн.-практ.конф. КазНПУ им. Абая. - Алматы, 2013. -С.264-267; Хабаршы.Вестник.Көп тiлдi бiлiм беру және шетел тілдерді филологиясы. Ғылыми-әдістемелік журнал.Научно-методический журнал, КазНПУ им. Абая, № 1. – Алматы, 2013. - С.89-93 (соавтор - Мухатова М.)
33. Разработка языкового сознания с позиций антропоцентрического подхода // Полиязычие в контексте межкультурной коммуникации: когнитивно-концептуальные аспекты: Материалы Межд.научн.-практ.конф. КазНПУ им. Абая. - Алматы, 2013. - С.184-190.
34. Дуализм в теоретическом и методологическом аспектах разработки значения // Труды международной научно-теор.конф. «Русское языкознание: теория и лингводидактика», посвященной 85-летию проф. Л.А.Шеляховской (25-27 сентября 2013 г.). - С.22-27.
35. Современная теория языкознания. Типовая учебная программа. 6D011800 – русский язык и литература. // Типовые учебные программы. Докторантура. Философия и методология педагогики. МОН РК0 Алматы, 2013. - С.174-206.
36. Теоретико-методологические основы лингвистики. Типовая учебная программа. 6D012200 – русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения // Типовые учебные программы. Докторантура. Философия и методология педагогики. МОН РК Алматы, 2013. - С.207-245.
37. Актуальные проблемы языкознания. Типовая учебная программа. 6М011800 – русский язык и литература. // Типовые учебные программы. Магистратура. Современные проблемы науки и начального образования. Алматы, 2013. - С.184-209.
38. Русский язык: Учебник для 9 кл.общеобразоват.шк. 3-е изд.перераб.- Алматы: изд. «Мектеп», 2013.- 320 с. (соавторы - Ахметжанова З.К.,Тажимуратова А.Е., Байгабылова М.Т.)
39. Сборник диктантов: Пособие для 9 классов общеобразовательных школ.- 3-е изд., перераб. - Алматы: изд. “Мектеп”, 2013. - 120 с. (соавторы - Ахметжанова З.К., Тажмуратова А.Е.)
40. Русский язык: Методическое руководство. Пособие для учителей 9 классов общеобразовательных щкол.- 3-е изд.перераб., доп. – Алматы: изд. «Мектеп”, 2013. – 148 с.
41. Русский язык. Қазақ тілінде оқитын 12 жылдық мектептің қоғамдық-гуманитарлық бағытындағы 11-сыныбына арналған байқау оқулығы. - Алматы: изд. «Мектеп», 2013. - 327 с. (соавтор - Касымова Р.Т.)
42. Русский язык. Методическое руководство. Пробное пособие для учителей 11 классов общественно-гуманитарного направления кл. 12-летних школ с каз.яз. обучения. - Алматы: изд. «Мектеп», 2013. - 120 с.
43. Русский язык: Дидактические материалы. Пробное учеб. пособие для 11 классов общественно- гуманитарного направления кл. 12-летних школ с каз.яз. обучения. -Алматы: изд. «Мектеп», 2013. - 91 с. (соавторы - Жаналин А.А., Касымова Р.Т.)
44. Русский язык: Сборник диктантов и изложений. Пробное учеб. пособие для учителей 11 кл. общественно- гуманитарного направления 12-летних школ с каз.яз. обучения. Алматы: Изд. «Мектеп», 2013. -100 с. (соавторы - Жаналин А.А., Касымова Р.Т. )
45. Русский язык. Қазақ тілінде оқитын 12 жылдық мектептің жаратылыстану-математика бағытындағы 11-сыныбына арналған байқау оқулығы. - Алматы: изд. «Мектеп», 2013. -271 с. (соавтор - Касымова Р.Т.)
46.Русский язык. Методическое руководство. Пробное пособие для учителей 11 классов естественно-математического направления кл. 12-летних школ с каз.яз. обучения. - Алматы: изд. «Мектеп», 2013. - 102 с.
47. Русский язык: Дидактические материалы. Пробное учеб. пособие для 11 классов естественно-математического направления 12-летних школ с каз.яз. обучения. - Алматы: Изд. «Мектеп», 2013. - 79 с. (соавторы - Жаналин А.А., Касымова Р.Т)
48. Русский язык: Сборник диктантов и изложений. Пробное учеб. пособие для учителей 11 кл. естественно-математического направления 12-летних школ с каз.яз. обучения. -Алматы: Изд. «Мектеп», 2013.- 101 с. (соавторы - Жаналин А.А., Касымова Р.Т.)
49. Русский язык и трехъязычие // Русская словесность в России и Казахстане: аспекты интеграции. Мат-лы второй межд. Конф. Барнаул, 19-20 сен тября 2013/отв.ред.В.И.Габдуллина. -Барнаул: АлтГПА, 2013. – С. 10-18.
50. Значение и знание с интегративных позиций // Проблемы информационного общества и прикладная психолингвистика. Материалы X Международного конгресса международного общества по прикладной психолингвистике. - Москва, РУДН, 2013. - С.57-58.
51. «Мир значений» // Исследования по семантике: Межвузовский научный сборник. Выпуск 25. Посвящается юбилею доктора филологических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки Республики Башкортостан, Заслуженного работника высшей школы Российской Федерации Р. М. Гайсиной / Отв. ред. В.Р. Тимирханов. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. - С. 120-136.